Комментарий в конце - мой.
Уважаемые читатели!
Вот несколько простых жизненных историй.
Беглые беспризорники во главе с юной Чумой зарабатывают на пропитание дерзкими ограблениями. Попавшись в очередной раз на разбое, Чума вынуждена под давлением полиции стать живой приманкой для серийного убийцы. Если она пополнит список жертв, искать её никто не станет. Общая цель сближает юную беспризорницу и взрослого циничного опера…
Или вот. Послевоенная жизнь в разрухе, голоде и нищете обернулась тяжким испытанием. Посудомойка, вдова героя-летчика, ворует из милицейской столовой, чтобы прокормить шестнадцатилетнюю дочь и двух доходяг, которых, по доброте душевной, приютила в своем убогом жилище. Возмущённая дочь доносит на мать и та отправляется искупать грех в тюрьму…
Или, например. Он — лишний, ненужный старик, против которого ополчилась даже его собственная семья. Обездоленному и обворованному ветерану войны, кажется, остается только сойти с ума. Но это ещё вопрос — он безумен в этом «нормальном» мире или «нормальный» мир сошёл с ума от равнодушия? В итоге отчаявшийся старик решается на страшный поступок…
Всё вышеперечисленное – не специально подобранная коллекция чернухи. Это скопированные подряд аннотации к ближайшим кинопремьерам отечественных фильмов.
Что тут интересно: по тому, что называют «качеством картинки» и «режиссерским мастерством», эти фильмы практически наверняка будут выше, чем прямые, как рельс, патриотические боевики типа «Боя с тенью 3D». Не менее наверняка они, в отличие от «Боя», пролетят в прокате. Встаёт вопрос: почему соотношение «штамповки» (героических боевиков то есть) и «качественного искусства» (то есть чернухи про предательство и подставы, которым подвергают друг друга русские люди) у нас такое, как будто героическая штамповка – это штучный артхаус, а «качественное искусство» – это конвейер?
Ответ прост: потому что у нас так и есть. Напомним: кинокласс России – тусовка крошечная (500 практикующих кино- и телесценаристов на всю страну – это вообще ничего) и довольно замкнутая. И у неё есть свои накатанные и общепринятые ходы. А есть ходы настолько психологически трудные, что большинство даже не пытается.
В частности, писать сценарии и снимать про ужасы русской жизни – это общепринято, легко и накатанно. Принято, что чем больше тупой жестокости и бредового цинизма в изображаемой русской реальности – тем она жизненнее. А чем обречённее любой положительный персонаж – тем натуральнее. И кинотворцу кажется, что это правильно и естественно – все же вокруг так снимают. И наоборот: заставить себя снять про нормальных человеческих героев, спокойно совершающих добро, – это психологически дико трудная вещь. Ведь чтобы циничный опер подружился с беспризорницей просто так, не попытавшись перед этим сделать из неё мясо для маньяка; чтобы советская комсомолка не стучала на мать в КГБ; чтобы ветерана войны родные не предавали – это вроде как даже ненатурально. Лакировка реальности, деланность и путинизм.
При этом – вот что важно. В прошлом столетии те же самые творцы, как правило, снимали в русском кино нормальных человеческих героев, которые мало того что относились ко всем по-человечески, так ещё и не стеснялись собственного героизма. И герои эти совершали свои подвиги не через надрыв, не в порядке искупления и не вопреки всему, а просто потому, что были уверены в нормальности и правоте героизма. Кстати, они были уверены и в том, что за добро и подвиги их никто не убьёт и не посадит. Наоборот. И от этого не теряли ни жизненности, ни естественности. Кто скажет, что товарищи Сухов, Шилов, Штирлиц и Семён Семёнович («с войны не держал в руках боевого оружия») Горбунков – ненастоящие? А ведь смешной Семён Семёнович из «Бриллиантовой руки» – нормальный советский герой, совершающий нормальный советский подвиг по борьбе с оргпреступностью. И ни секунды не сомневающийся в том, что так надо и естественно. Настолько естественно – что и это даже и не героизм никакой, а житейская практика.
Так что, перед нами – сугубо психологическая проблема. И сугубо современная.
Дело, как мне представляется, в следующем. В прошлом столетии кинотворцы (что бы они сами ни думали) жили в цивилизации, которая была уверена в собственной нормальности и исключительной правоте. И поэтому для них было естественно снимать про своих соотечественников, в своей правоте уверенных.
Но крах этой цивилизации и её правды был таким болезненным, что вот уже лет 25 авторы русского кино тупо боятся делать своих персонажей героями, уверенно побеждающими зло. Они не верят в то, что их соотечественники (а киногерой – это сведённый в одного парня или одну девчонку коллективный соотечественник) на самом деле могут быть правыми. Им почти невозможно в это поверить самим и ещё труднее – убеждать кого-то.
К слову, в аналогичном положении находится и кинематограф большинства других стран – кроме, пожалуй, индийского и китайского. Но факту отсутствия героических кинонемцев и кинофранцузов, спасающих мир, удивляться не приходится – они от своего цивилизационного первородства давно отказались, что с них взять. Они и в жизни доверили спасать себя то Америке, то нам, и в кино ими монополия на героизм и правоту решительно отдана Голливуду.
А вот у нас такие расклады – ненормальны. Потому что по факту наша цивилизация отстраивается (ничем, кроме полноценной цивилизации, наша страна быть не может – никто за нас нас не спасёт; наоборот, все всех норовят спасать от нас). Армия с оружием, дороги строятся, спецслужбы действуют – хотя есть масса поводов для ругани, но хоть есть уже что ругать. Вот и массовым патриотическом воспитанием занялись.
Но при этом – искусство у нас по-прежнему такое, как будто оно в Боснии 1994-го производится. Причём на европейские киногранты. И серьёзных эволюционных подвижек в коллективном мозге творцов что-то не заметно.
А это значит, что нашему государству – хочет оно или нет – в ближайшие годы придётся решать в масскульте ту же проблему, что и молодому советскому государству в 1930-х: проблему создания заново собственной школы художественной правды.
И не решать эту проблему не получится. Хотя бы потому, что текущая художественная правда о России изовралась уже окончательно.
Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_21652/
КОММЕНТАРИЙ АНТОНА БЛАГИНА:
Спасибо Виктору Мараховскому за поднятие этой темы.
Когда арт-группу "Бешенные вагины", которые поплясали в Храме Христа Спасителя за деньги западных спецслужб, наши правоохранительные органы взяли за гениталии и потащили в суд, вспомните, кто первым кинулся их защищать?! Выручать их бросилась так называемая "арт-интеллигенция" - инженеры и демиурги человеческих душ.
На сайте радиостанции "Эхо Москвы" незамедлительно было опубликовано письмо "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ПРИЗЫВАЕТ ОСВОБОДИТЬ PUSSY RIOT".
Вы знаете, кто были первыми подписантами этого письма? Вся наша арт-богема.
Здесь список из двухсот известных всей стране режиссёров, артистов, музыкантов: http://blagin-anton.livejournal.com/114867.html
Не поленитесь почитать.
Так стоит ли удивляться после этого, почему вместо истинной культуры мы видим одни ужасы из якобы русской жизни.
Нашу жизнь искусственно делают такой, её хотят видеть такой наши враги, они хотят, чтобы дети наши вырастали в этом киношном ужасе и ничего другого вокруг себя не видели,
Это цель, и за неё платят деньги всем этим артистам и режиссёрам!!!
А стоит за этой целью класс дегенератов - такой напрашивается вывод. Ибо ни один психически и генетически здоровый человек на будет участвовать в этом зомбировании населения России чернухой!
Только люди без совести, не ведающие что такое высшие чувства, могут быть исполнителями этого чудовищного плана по втаптыванию в грязь великой Русской культуры.
Недавно они сами расписались в этом, и вышло всё по предначертанному Христом: "вы сами против себя свидетельствуете!" (Мф. 23: 31).
Journal information