blagin_anton (blagin_anton) wrote,
blagin_anton
blagin_anton

Category:

Мы можем возродить российское кино через открытый и анонимный отбор кинопроектов для субсидирования

LCXAGStWnHQNHOB-580x326-noPad

Российский кинематограф вот уже третье десятилетие никак не может выкарабкаться из ямы, несмотря на ежегодные миллиардные вливания из бюджета.

Почему многомиллионные субсидии выделяются на фильмы, которые мало кто хочет смотреть и которые вызывают у большинства людей антипатию и раздражение?

Кто, почему, по каким критериям отбраковывает талантливые сценарии, а продвигает никому не нужные?

На эти вопросы ответов нет.

По причине того, что существующая система отбора кинопроектов на государственное финансирование является закрытой и при этом приносит скорее негативные, чем позитивные плоды, группа кинопродюсеров, кинорежиссеров и кинодраматургов разработала на замену ей  открытую, прозрачную и ясную Систему отбора кинопроектов для государственного финансирования, которая к тому же должна стать анонимной.

Предложения по созданию эффективной Системы отбора кинопроектов для государственного субсидирования:

В прежние, советские, времена производство кинофильмов приносило в бюджет страны огромные финансовые средства. Сейчас, к сожалению, нет.

В последние годы Государственная Дума РФ, Министерство культуры РФ предлагают различные проекты для развития нашего кинематографа. Однако решающий перелом в сфере производтсва кино никак не наступает. Итоги 2014 года для российского кинематографа оказались даже хуже итогов 2013 года по всем показателям.

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации несложен: надо изменить существующую систему отбора кинопроектов для субсидирования из государственного бюджета.

Эти изменения не потребуют ни копейки дополнительных вложений.

Просто не надо тратить государственные миллионы на поддержку бездарных и очень сомнительных по своей идеологической и воспитательной роли картин!

Действующая в настоящее время система отбора кинопроектов для субсидирования крайне закрыта как для широкой общественности, так и для специалистов. Поэтому и общественность, и специалисты, естественно, не понимают, почему одни проекты субсидируются, а другие отвергаются. Из-за этого постоянно возникают подозрения, что талантливые сценарии не финансируются злонамерено. Фактов можно привести множество. И это при том, что политика нашего государства направлена на прозрачность принятия решений во всех сферах деятельности.

В сфере производства фильмов некоторая прозрачность в принятии решений тоже имеется, но она имеется лишь на заключительном этапе, когда общественность и специалистов ставят перед фактом, что такие-то картины представлены на питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу) — так называется презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Однако каким образом, по каким критериям и почему именно эти кинопроекты отобраны для питчинга — никому не известно. Вот здесь и кроется "корень зла".

Нужно каждый этап отбора кинопроектов и в Фонде кино, и в Министерстве культуры сделать ясным и прозрачным.

Что для этого нужно?

Первое: нужен конкурс киносценариев, состоящий из 2-х этапов:

1 этап. Открытый отбор киносценариев.

Бесспорно мнение, что 70% успеха фильма зависит от киносценария. Отличный сценарий можно загубить, но по плохому сценарию невозможно снять хороший фильм. Поэтому отбор киносценариев должен стать открытым и анонимным.

Киностудии должны получить право в любое время года направлять готовый киносценарий на электронном носителе в Министерство культуры или в Фонд кино — в запечатанном конверте, без обратного адреса и без имени автора киносценария. Название киностудии и имя автора киносценария должны быть скрыты, известно должно быть только название киносценария. Министерство культуры или Фонд кино, куда поступил киносценарий, передает его на отзыв двум рецензентам. Если одна рецензия будет положительная, а другая – отрицательная, то киносценарий передается третьему рецензенту, который фактически решает его судьбу.

Отзывы рецензентов печатаются на сайте Министерства культуры или Фонда кино (в зависимости от того, куда поступил сценарий), НЕПРЕМЕННО с именами авторов рецензий, чтоб всем было понятно, почему отвергается или предлагается тот или иной сценарий. Такая открытость повысит ответственность рецензентов. Ведь всем будет известно, кто дал путевку в жизнь неинтересному фильму.

2 этап. Открытая защита кинопроектов.

Министерство культуры и Фонд кино, в которых за квартал накопилось определенное количество киносценариев с положительными рецензиями, печатают на своих сайтах список киносценариев, прошедших первый этап, и предлагают киностудиям, обладающим авторскими правами на эти сценарии, подготовить пакет документов к открытой защите проекта, который состоится не менее чем за две недели после публикации списка.

Киностудии готовят документы и открыто защищают свой проект так, как это уже делается в Министерстве культуры и в Фонде кино. Если киностудия по какой-то причине не успела подготовить документы к защите в текущем квартале, то она имеет право защищать свой проект в следующем квартале.

Открытая защита кинопроектов и в Министерстве культуры, и в Фонде кино должна проходить один раз в квартал.

Не только сам питчинг должен быть открытым, но и обсуждение конкретного кинопроекта экспертным советом. Каждый член Экспертного совета обязан высказать свое мнение по каждому проекту, обосновав, почему он предлагает отклонить или принять данный проект. Такое обсуждение, записанное на видео, обязательно должно быть опубликовано на сайте Министерства культуры или Фонда кино, то есть там, где происходила защита. Видео питчинга публикуется, и обсуждение кинопроектов экспертным советом тоже должно быть доступно кинематографистам и общественности.

При анонимно-открытом отборе киносценариев слабые проекты будут отсеиваться на первом этапе, а все талантливые — получат поддержку.

При такой системе отбора кинопроектов для государственного субсидирования выиграют кинематограф России, наши зрители и государственный бюджет.

Второе. В настоящее время, несмотря на то, что государство выделяет десятки миллионов рублей на производство конкретного фильма, оно никак не контролирует, не оценивает качество готового фильма.

Нужно НЕПРЕМЕННО принимать готовые фильмы, снятые при участии государства, специальной комиссией, которая контролирует соответствие фильма просубсидированному сценарию, и заставлять переделывать неудачные сцены и эпизоды, чтобы готовый продукт был конкурентоспособным.

Третье. В настоящее время Министерство культуры и частично Фонд кино выделяют безвозвратные субсидии, несмотря на то, что кинематографисты называют производство фильма бизнесом. Часто денежные средства выделяются на фильмы, которые заведомо не появятся на экранах кинотеатров и телевидения.

Трудно объяснить, зачем давать деньги на производство фильмов, которые, как всем заранее известно, никто смотреть не будет?!

Если производство фильмов — это бизнес и государство готово поддерживать его, то необходимо сделать 100%-ый возврат денежных средств, выделенных на производство того или иного фильма, для всех киностудий и кинофильмов без исключения — как в Фонде кино, так и в Министерстве культуры.

Вследствие этого руководители киностудий, во-первых, трижды подумают, прежде чем предоставить заявку на субсидию фильма, в центре которого не интересная ни прокатчикам, ни зрителям скучная история. Во-вторых, ежегодно общая сумма субсидий Фонда кино и Минкультуры будет увеличиваться и появится возможность щедрее субсидировать производство замечательных фильмов, которые принесут России и деньги, и славу, и вместе с тем количество поддержанных фильмов будет ежегодно увеличиваться.

Естественно, некоторые фильмы не смогут окупиться, и продюсерская фирма не сможет вернуть субсидию. Случаются творческие неудачи. В таком случае авторское право на фильм перейдет от производителей к государству, которое будет продвигать фильм на телеканалы до тех пор, пока денежные средства субсидии не будут полностью возвращены. После этого авторское право возвращается производителям.

Существует мнение, что некоторые авторские высокохудожественные фильмы талантливых режиссеров изначально неокупаемы, но они нужны нашему кинематографу. Это так! Но ни один талантливый режиссер не откажется реализовать свой высокохудожественный кинопроект за государственный счет, если авторское право на фильм будет временно принадлежать государству, оплатившему его производство (до тех пор, пока государство не вернёт свои потраченные средства).

Некоторые продюсеры будут возражать против 100%-го возврата субсидий, выделенных на детские, дебютные и авторские фильмы, и перехода авторских прав от производителя государству до полного возвращения суммы субсидии. В таком случае никто не мешает этим продюсерам снять фильм на собственные средства и пользоваться авторскими правами по своему усмотрению.

Четвёртое. В настоящее время заявки на субсидирование производства фильмов некоторым киностудиям необходимо подавать при условии внесении залога в полтора и более миллиона рублей. Таким образом, отсекается множество талантливых сценариев, которые могли бы прославить наш кинематограф и принести ему денежные средства. Денежный залог, который всё равно возвращается киностудиям, тормозит развитие кино. Денежный залог, как препятствующий развитию российского кинематографа, необходимо отменить.

Для перехода на такую систему отбора кинопроектов для государственного субсидирования не нужны денежные средства, нужно просто принять волевое решение.

Мы убеждены, что такая система отбора кинопроектов на субсидирование будет отсеивать неинтересные зрителям киносценарии, контроль государства за производством фильмов на бюджетные средства будет жёстче и эффективнее, в результате массово появятся как высокохудожественные, так и зрелищные отечественные фильмы, которые снова будут приносить большой доход государству, смогут конкурировать с голливудскими фильмами, постепенно вытесняя их из российского проката, и будут воспитывать подрастающее поколение в патриотическом духе.

Алешкин П.Ф., продюсер, кинодраматург, член Союза писателей РФ, доктор исторических наук

Лукин В.В., кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ

Чеботаев В.И., продюсер, кинодраматург

Железняк Н.Г., кинодраматург, член Союза писателей РФ

Алешкина Т.В., продюсер, кинодраматург, член Союза писателей РФ, Заслуженный работник культуры РФ

Горбунов И.С., член Союза журналистов РФ

Данное письмо направлено в Правительство Российской Федерации.

Подписать его может каждый
ЗДЕСЬ.

Tags: Алёшкин, Кинематограф
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo blagin_anton november 27, 2015 01:08 158
Buy for 50 tokens
25.11.2015 я был в районном суде города Мурманска, куда меня пригласили по повестке как автора книги "Апокалипсис наступит завтра". "Центр противодействия экстремизму по Мурманской области" относительно недавно передал в Прокуратуру Мурманской области целое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments